Главная

Карта сайта

Почта

Цифровая Модель Рельефа (ЦМР)



Прореженная ЦМР создается по набору точечных и контурных объектов стереокарты класса "рельеф". ЦМР можно представлять себе как бесконечную решетку, параллельную осям координат, к узлам которой приписаны значения высоты. Расстояния между соседними узлами по Х и Y называются шагом, в нашем случае он равен 50м х 50м. ЦМР не обязана быть прямоугольной, и определяется только именем и своим шагом по осям координат.

ЦМР строится методом Триангуляции. Триангуляция является методом линейной интерполяции значений высот в узлах ЦМР по высотам, заданным на контурах класса "Рельеф". Для этого набор точек и ломаных в пространстве, задаваемый контурами класса "Рельеф", проецируется на плоскость (x, y), где строится триангуляция этого набора. При этом гарантируется, что звенья исходных ломаных являются подмножеством рёбер получившейся триангуляции. Значение высоты в узле ЦМР определяется, как значение высоты точки на плоскости, определяемой треугольником из триангуляции, в котором лежит узел, координаты (x, y) которой совпадают с координатами узла.


Для построения свободной модели устанавливаем на всех стереопарах структурные линии рельефа и пикеты в характерных местах перегиба рельефа, таких, как бровка оврага, край насыпи, а пикеты - на вершинах и седловинах. Пример создания ЦМР (отображается в виде горизонталей) на рис. 1.


Для того чтобы ЦМР была более приближена к рельефу местности, ее сглаживают. При этом она имеет наиболее плавные перегибы по формам рельефа (рис. 2).


ЦМР может иметь разный вид отображения: отмывка рельефа (рис. 3); вершины рельефа (рис. 4) и др.


Заключение

Ортофотоплан является измерительным документом, позволяющий получать длины и площади, а также координаты (Х; У) объектов в плане. Абсолютные высоты с ортофотоплана получить невозможно. ЦМР является дополнительным измерительным документом, позволяющая получать высоту объектов рельефа местности, тем самым, расширяет количество решаемых задач с использованием материалов дистанционного зондирования.

Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4